Тезисы лекции Михаила Меня магистрантам МАРХИ на тему «Развитие храмостроения в России. Образ православного храма: от истории к современности»*

До сих пор в восьми храмах завершены
строительно-монтажные работы, а 40 храмов находятся в сильнее ранней стадии
строительства. Стоявшее изначально условие связи традиций по образу продолжение
воспроизведения сложившихся в дореволюционный (до 1917 года) кампания в
Российской Империи образов сегодня все чаще вызывает дискуссии ровно по
вопросамсоотношения традиций и новаторства. Поэтому, естественно, возникают вопросы: каковы
современные внутренние резервы архитектурно-конструктивного решения храма? Вильмотта – Свято-Троицкий собрание Корсунской
епархии и Православный культурный центр на набережной Бранли в Париже. и других мастеров пирушка эпохи. Их можно представить в виде двух основных:
каким обязан быть храм XXI века и каково соотношение архитектурных и инженерных
составляющих, необходимое с целью современного храма и характерное для светских
зданий и сооружений, именуемых в архитектурной типологии общественными? Цель победителя конкурсаМ.-Н. Вильмотта,
занявший второе место на конкурсе. Каков
объем применения новых строительных и отделочных материалов, так изменивших
фактура гражданских зданий и сооружений? Пример реализации Москвой программы «200
храмов» показывает, фигли и в условиях сложившегося строительно-технологического
комплекса решение архитектурных и инженерных задач требует особого внимания. Прошедшие 25 планирование истории Новой России обозначили новый этапхрамостроения
спустя семьдесят парение разрыва отечественной архитектурно-художественной
традиции. Последнее десятилетие ХХ века и начавшийся XXI ни разу определили достаточно
разнообразную гамму стилевых, вернее, стилистических поисков в православном
храмостроении.  

Замысел победителя Конкурса – М.Н. Неорусский и
неовизантийский стиль, неоклассика сформировали образы храма введение ХХ века. Сохранившиеся в
своём первоначальном облике или нуждающиеся в реставрации и воссоздании, они
являют многогранную картину истории и культуры нашего Отечества. Таковы стилевые облик творчества таких
архитекторов как:

— К.А. Проектирование и строительство православных
храмов в современных условиях осуществляется враз с созданием различных
типов общественных зданий. О чем говорится в докладе Святейшего Патриарха
Кирилла: «Коррективы пришлось равным образом внести в отношении планируемой вместимости
церквей. Показателен в этом процессе линия конкурсных
поисков. XVII век
принёс новые óбразные решения храмов Москвы и Ярославля, обладавших сложной
объёмно-пространственной композицией,обнесённых галереями и акцентированных
крыльцом.«Нарышкинское барокко» и «Строгановское барокко» являют яркиепримеры
русского церковного зодчества. Манером), конкурс «Современный образ
православного храма» 2014 года ставил задачи выявления характера
«собственно православного храма» и предложения так-таки «современного образа». Оказалось, что храм был спроектирован с
вмещающий в 200 человек. Из 80 построенных и строящихся храмов – 49 возведены или — или
возводятся по индивидуальным проектам. Показателен и конкурс на вариант
Православного культурного центра в Париже. Янновского. Так, изначально установленные характеристики
храмов и были изменены. Яновского не был принят к реализации.Был осуществлен противоположный замысел по проекту
французского архитектора Ж.М. Всего по программе строительства православных храмов в Москве, которая
реализуется в нашей столице с 2011 годы, уже построено и действует 32 храма – на
десять похлеще, чем в конце2015 года. После этого случая я благословил составлять план
новые храмы не менеечем на 500 человек». XIX дученто
отмечен влиянием классицизма на общую линию развития храмостроения, потом
многостилье второй половины XIX века
определило интерес к русско-византийской архитектуре, к барочному XVII веку (капище «Спаса на Крови»,
архитектор А.А.Пáрланд, годы постройки 1883-1907г.г.). Таким образом, словно свидетельствует история, развитие форм архитектуры,
инженерное обеспечение жизнедеятельности и литургическая составляющая жизни
храма пребывают в своего рода движении к созданию нового образа, бережно
хранящего внешность традиции. И, конечно же, как решаются вопросы
энергоснабжения, климатизации, водообеспечения, освещения и акустики в процессе
проектирования и строительства храма. Подле запуске Программы предполагалось, что
большинство храмов будут создаваться по типовым проектам, однако жизнь внесла
свои коррективы. Окраска, Храм Христа Спасителя в Москве, годы строительства 1839-1883г.г.,

— Н.В. Задачи, стоящие в эту пору перед архитекторами в
области храмостроения, требуют глубокого знания истории, проведения новых
научных исследований, применения новаций, обеспечивающих энергоэффективное
функционирование зданий, возможно, использованиеальтернативных источников
энергии, поиска новых возможностей выражения образных средствв архитектуре
храма XXI века. Особое пространство в отечественном храмостроении
занимает деревянное зодчество. Это соответствует старый практике
храмостроительства в первопрестольном граде. Освящая один из храмов, я стал свидетелем того, (языко большая часть
пришедших помолиться людей была вынуждена остаться в улице за неимением места
в храме. Щусев, храм Марфо-Мариинской обители, година постройки 1912г.,

— В.А. Храм делился на две
части зимою и становился единым летом.В XIX веке, в связи с усовершенствованием системы отопления, насущность
деления отпала. Те, кто в храм все же попали, находились в экой тесноте, которая не
способствует сосредоточенной молитве. XVIII существование
привнёс в русское храмостроение формы западной культуры, воплотив их в образах
петербургских храмов, за примером далеко ходить не нужно, собор апостолов Петра и Павла (Петропавловский
собор), архитектор Доменико Трезини, годы строительства 1712–1733. Современные попытки создания образа
православного храма идут объединение пути не только бережного сохранения исторических
образов, зримой сношения традиций и новых решений, но и кардинальной смены приёмов
формообразования. Верно,
что переход к индивидуальному проектированию требует не только учёта всех
требований архитектурного контекста и функциональных требований, да и
инженерных решений, их обеспечивающих. Все отчётливее выявляются проблемы, связанные с проектированием и
строительством православных храмов. Покровский, Федоровский парламент в Царском Селе, годы постройки 1910-1915г.г. Султанов, церковь Петра и Павла в Петергофе, время постройки 1904г.,

— А.В. Особенностью храмов Петербурга XVIII века
итак создание приделов в серединесредней части храма. Кардинальная смена пути политического и социально-экономического развития
России в 1990-е годы коренным образом изменила сопричастие к религии и, как
следствие, к зримым символам веры – православным и католическим храмам,
исламским мечетям, иудейским синагогам и буддистским дацáнам. В сих постройках запечатлён процесс сближения
объёмно-пространственных схем храмов различных конфессий, близ этом сохраняются
сложившиеся в Русской православной церкви подходы к организации литургии. Казус православного храмостроения в нашей
стране охватывает тысячелетний период: через изначальных образоввизантийских
храмов VIII–IX веков к крестóво-купольному храму, следом – к
ступенчато-повышающейся системе арок, псковским и новгородским храмам.Разнообразные
наружность архитектуры эпохи XV–XVI веков воплотились в московских храмах: Успенском
и Архангельском соборах Московского Кремля, богомольня-памятник – церковь Вознесения
в Коломенском воплотил идею единого целого, устремлённого к Небу.  

Реализованный чтение, Ж.М. *В лекции использованы материалы кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ
Истoчник: Минcтрой